10.09.2023

Древний иконостас Кирилло-Белозерского монастыря исследуют ученые из Санкт-Петербурга!

Уникальный иконостас XV века, представленный в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в течение двух дней (7-8 сентября) в Кириллове исследуют реставраторы и технологи Русского музея,

Уникальный иконостас XV века, представленный в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в течение двух дней (7-8 сентября) в Кириллове исследуют реставраторы и технологи Русского музея, а также представители крупнейшего в Европе Международного реставрационного центра, который в этом году был открыт в Рождествено Ленинградской области.

«Исследования иконостаса из Успенского собора ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря проходят непосредственно в Архимандричьих кельях. Именно в них при особом температурно-влажностном режиме хранятся памятники древнерусской живописи. Сам собор датируется 1497 годом постройки и является одной из первых каменных построек Руси, – сообщает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Иконостас Успенского собора – произведение искусства, равного которому, пожалуй, сегодня в мире не найти. Это один из четырех (всего лишь четырех) сохранившихся иконостасов XV века. Его иконы – после революции, оказавшиеся в разных храмах, а после и в разных музеях:  Третьяковской галерее, Русском музее, Музее имени преподобного Андрея Рублева и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике – удивительнейшие произведения искусства. В ходе реставрации выяснилось, что их писали мастера трех школ – Московской, Новгородской и Ростовской. Совместная работа этих иконописцев положила начало общерусской иконописной традиции, а их иконы стоят у истоков русской живописи XVI века, которую современные иконописцы признают эталонной. Благодаря сотрудничеству с Русским музеем и Международным Центром Реставрации мы сможем заглянуть вглубь веков и с помощью специальной техники увидеть первые авторские мазки на иконах».

Шедевры живописи из фонда Кирилло-Белозерского музея-заповедника были подвергнуты тщательному исследованию прямо на месте. Съёмку древних экспонатов осуществляла мобильная лаборатория из Санкт-Петербурга.

«Мы попытались создать аналог скорой помощи для объектов культурного наследия, – пояснил  руководитель отдела технико-технологических исследований Государственного Русского музея Сергей Сирро. –  Дело в том, что многие предметы старины и древности не могут быть перенесены в реставрационные мастерские, поэтому мы приезжаем к ним сами и исследуем их в местах бытования. Кроме того, если существует острая необходимость, на объекте проводим срочные консервационные мероприятия. В составе нашей команды работают реставраторы, которые всей душой болеют за сохранение культурного наследия страны».

Сергей Владимирович уточнил, съёмки в высоком разрешении стали возможны благодаря сотрудничеству с центром Рождествено, который дал возможность пользоваться сканирующим оборудованием.

Заместитель директора по реставрации ГБУК ЛО «Международный Центр Реставрации» Жанна Максименко заявила: «Снимки, сделанные камерой «Osiris», позволяют увидеть все, что находится под красочным слоем и не видно невооруженным глазом: четкость авторского рисунка и особенности авторской манеры исполнения».

Благодаря этому уникальному оборудованию исследователям не только удалось узнать, что находится под слоем краски, но и увидеть предварительный рисунок на иконах, а также понять, как иконописцы рисовали образ, перед тем, как приступить к колористической разработке.

Менеджер отдела технико-технологических исследований Государственного Русского музея Вячеслав Торопов объяснил: «Камера «Osiris» работает в диапазоне 1500-1800 нанометров. Для примера: современные фотоаппараты, которые переделываются для инфракрасной съемки, имеют диапазон от 750 до 1000 нанометров. В России имеется всего четыре таких прибора. Это оборудование сканирующего типа. За время экспозиции матрица пробегает по кадру, делает восемь строк, и мы имеем разрешение 4960 на 4960 точек. Это уникальная в своем роде камера, аналогов у нее нет».

Благодаря современному оборудованию учёным удаётся ответить на многие вопросы: узнать, из каких материалов состоят древние памятники, имеют ли они деформации и сколы, не разрушая их текстуру, приоткрыть «завесу» почерневшего левкаса, получить ифнормацию о микропробах и малейших изменениях экспоната. Благодаря макросъёмке нового уровня они способны творить чудеса и проводить реставрационные работы на совершенно новом уровне.

Исследовательская деятельность специалистов мобильной лаборатории в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике завершилась научно-практическим семинаром «Современные методы исследования памятников древнерусского искусства. Опыт применения сканирующей ИК камеры in situ».

Мария Хаустова

Последние новости

Совещание по вопросам развития туризма

 Совещание по вопросам развития туризма Сегодня  Галина Телегина , президент ВТПП и председатель комитета по туризму ВТПП  Наталья Тихомирова  на встрече с председателем правительства Вологодской области Александром М

Классификация отелей

Что общего у двух новых вологодских 4-звёздочных отелей?

Назван срок, когда будет преодолён кризис в вологодском птицеводстве

Напомним, что минувшим летом на птицефабрике «Малечкино», что в Череповецком районе, был выявлен очаг птичьего грипп а. Из-за этого и на самом предприятии, и в личных подсобных хозяйствах,

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *