Как расписные бочонки зашагали по Вологодчине, а также о планах открытия Музея ММС и СМС
Мы уже не раз писали о Музее бочки, который открылся в местечке Кузино на Заставе князей Белозерских в прошлом году.
Мы уже не раз писали о Музее бочки, который открылся
в местечке Кузино на Заставе князей Белозерских в прошлом году. Подробнее об итогах его работы и о новых интересных турпродуктах, которые планируется реализовать на территории района, рассказал основатель музея Александр Хохлов.
Чем живёт музей
– Сейчас проект «Музей бочки» реализуется по запланированной схеме, – поделился Александр. – В Президентский фонд культурных инициатив у нас было заявлено несколько проектов с локацией передвижной выставки в различных городах и регионах. Причём города для путешествия нашего Музея бочки в рамках проекта «Русский Север расписной» мы брали неслучайно, останавливая выбор на тех, гербы которых содержат изображения бондарных изделий: Грязовец, Кадников, Кадуй, Вельск.
Посетителям передвижной выставки представлены более ста расписных изделий проекта. Это декоративные бочонки и ушатики, украшенные традиционными вологодскими росписями. Проект «Русский Север расписной» затрагивает несколько видов ремёсел: бондарное производство, токарное дело и роспись по дереву. Партнёром музея выступила фирма «Надежда», которая выпустила 130 заготовок – по 13 изделий на 10 видов росписи. Расписывают их вологодские мастера и представители других регионов. В коллекции музея уже есть бочата с уфтюжской, коробеечной, мезенской, верховажской, гаютинской росписями, а также с шекснинской золочёнкой и великоустюгским узорочьем. Ещё два комплекта изделий (с вологодской росписью по серебру и грязовецкой) находятся на стадии завершения и скоро пополнят коллекцию и завершат проект.
– В 2022 году нам удалось победить в межрегиональном конкурсе, организованном Ярославским государственным университетом, – продолжает рассказ Александр. – Мы выиграли небольшую сумму, на которую в ноябре организовали поездку в Пошехонье на фестиваль «Пошехонская старина», который проходил в Ярославской области в рамках Года культурного наследия. В составе нашей делегации были представители промыслов и ремёсел из Вологодской области, наши мастера росписи, студенты Череповецкого государственного университета, у которых я преподаю туризм. Студенты проводили пробные экскурсии, и мы определяли, что интересно людям, а что нет. У студентов 7 декабря прошла защита проекта «Фабрика разработок ЧГУ», мы успешно там выступили, ребята защитили свои проекты.
В декабре Александр Хохлов ездил с экспозицией расписных бочонков в Грязовец на День художника. «Было удивительно, что на открытие выставки пришли исключительно художники и школьные учителя изобразительного искусства. Все они увлекаются росписью, в том числе и грязовецкой, – отметил Александр. – До этого целый месяц экспозиция была в Пошехонье, сейчас находится в Кириллове, а затем по плану Архангельская область: сначала Вельск и уже в марте – Мезень. В Мезени есть бондарь, который мастерит бондарные изделия, с ним обязательно встретимся. А художники из Мезенской Детской школы искусств первые, кто откликнулся нанести свою роспись на бочонки для нашей экспозиции».
Александр за время работы над проектом достаточно подробно изучил разные виды и техники северных росписей по дереву, познакомился с мастерами. «Каждый художник выбирает свой стиль исполнения росписи, – говорит он. – Многие из них добавляют свои авторские идеи. В прошлом году два члена команды нашего проекта получили звания мастеров-художников Вологодской области по росписи».
Александр охотно делится своим опытом создания частных музеев. Например, он ездил в Ермаковскую школу Пошехонского района на профориентационное мероприятие для школьников 8-9 классов, где проводил мастер-классы, экскурсию и рассказывал об истории создания проекта Музея бочки – «Бондарного домика».
Поступают Александру и предложения о сотрудничестве. Так, в Губернаторском колледже народных промыслов (г. Вологда) вызвались нанести на изделия другие росписи, которые первоначально не попали в проект. «Дело в том, – поясняет Александр, – что северные росписи – это собирательное понятие, которое включает в себя порядка 20 различных очагов традиционного бытования, а в нашем проекте их пока десять. Когда мы разрабатывали проект, то понимали, что виды росписей могут добавляться. Сейчас уже несколько художников предлагают свои виды росписей: некоторые авторскую, а некоторые традиционную. В скором времени в нашей коллекции появятся бочонки с харовской, тотемской, вельской, тверской росписями».
В декабре прошлого года со своим проектом «Русский Север расписной» Александр получил предложение от Вологодской областной картиной галереи выставить семь видов росписей на временную выставку, посвящённую закрытию Года культурного наследия.
От Ассоциации промыслов Вологодчины он участвовал в ежегодном туристическом конкурсе «Сувенир года». «За последние десять лет из 17 предприятий народно-художественных промыслов, которые существовали на территории нашей области, осталось только четыре, – рассказывает Александр. – Они выживают как могут и вынуждены переходить на коммерческие промыслы, то есть выполнять авторские заказы, а не работать в традиционных техниках. В Вологде проходит ежегодный фестиваль, на котором молодые авторы могут представить на суд жюри свои работы. Жюри выявляет среди них мастеров, работающих в традиционной технике росписи по дереву, соблюдающих предписанную предками манеру работы. Так сохраняются традиции местных росписей».
Занимается Александр и исследовательской работой. Совместно со студией «Вологодские росписи» он подал две заявки на федеральные гранты. Одну из них – в Фонд Президентских грантов на написание методического пособия по малоизученной северной росписи – пучужской, которая относится к территории бассейна Северной Двины. Проект называется «Пишем Пучугу». Вторая заявка подана в Президентский фонд культурных инициатив на реализацию проекта музея-мастерской на базе производства народно-художественного промысла предприятия «Надежда». «Мы снимаем документальный фильм, в котором показываем все этапы технологии производства расписных изделий, – делится Александр. – Также подготовим материал по знакомству с историей предприятия и сотрудниками – заслуженными художниками по росписи и видам росписей».
Подводя итоги года ушедшего, в котором стартовал проект Музея бочки в Кузино, Александр рассказывает: «Первый год работы музея можно считать предварительным, тестовым, но очень плодотворным и успешным. Мы получили много приглашений на различные мероприятия, приняли в них участие, завели полезные знакомства с коллекционерами, музейщиками. Наша музейная коллекция постепенно пополняется: нам присылают множество экспонатов. Из последних ярких поступлений в наш музей можно назвать солдатскую фляжку с русско-турецкой войны, бондарную медогонку и деревянную старинную вращающуюся маслобойку».
Есть у Александра и планы по расширению Музея бочки, которыми он тоже поделился: «Мы увеличиваем площади музея: то помещение, в котором размещался он изначально, уже не вмещает все экспонаты и в нынешнем сезоне будет оформлено под мастерскую. Здесь, как изначально и задумывалось, будет воссоздан Бондарный домик – уголок бондаря, а коллекционные и экспедиционные материалы будут тематически сосредоточены в других помещениях Заставы князей Белозерских».
Но это ещё не все планы по развитию музея. «У нас изначально было три проекта, которые будут работать самостоятельно, но от одного нашего Музея бочки, – рассказал Александр. – Сейчас мы работаем над третьим проектом – Бондарной картинной галереей. Эта идея возникла из того обстоятельства, что практически в каждом городе есть картинная галерея или краеведческий музей и почти в каждом собрании картин есть хотя бы одно произведение искусства с изображением бочки. Мы их отыскиваем и создаём реплики и общий каталог «Могучая бочка». Планируем реализовать на практике этот межмузейный проект в самое ближайшее время. Это будет художественно-исторический экскурс по картинам с изображением бочек.
Художественные и краеведческие музеи поддерживают нашу идею, в том числе уже откликнулся Государственный исторический музей, ведём переписку с Эрмитажем и Третьяковской галереей. Они охотно идут навстречу и готовы делиться информацией. Так что это будет межрегиональный проект, который объединит через бочку все художественные музеи». Кроме того, со студентами ЧГУ Александр разработал «Карту бочки» (это второй самостоятельный подпроект музея): на виртуальной карте уже отмечены найденные памятники или арт-объекты, где есть бочки, из 25 регионов со всей России.
О «молочном» проекте
– В этом году 18 мая, в День музеев, состоится запуск совместного «Молочного проекта» на причале в местечке Кузино, – делится Александр. – Сейчас мы активно воплощаем давнюю мечту – создаём «Вкусный молочный музей ММС и СМС». Что такое ММС и СМС? ММС – это масло, молоко, сметана, а СМС – сыр, мороженое, сгущёнка. Вологодское сгущённое молоко очень вкусное, оно производится по ГОСТу и будет производиться и дальше с соблюдением всех технологий, поэтому его вкус не изменится, но музея сгущёнки ещё в нашей стране нет. Мы хотим стать и здесь первооткрывателями – планируем сделать музейный подарок области на 90-летие основания Сухонского молочного комбината (в 1933 году там была произведена первая варка сгущёнки). Если удастся, то запустим этот проект уже в этом сезоне навигации. Название проекта пока пилотное и не утверждено, рассматриваем разные варианты и ждём предложений от креативных граждан. Основными посетителями Музея ММС и СМС станут, конечно, дети, но и взрослым, думаю, будет интересно посетить этот музей и провести дегустацию мороженого, сгущёнки и сыра.
Оказывается, идея этого музея вынашивалась и зрела достаточно долго. «В Кирове я посетил Музей мороженого, в Костроме – Музей сыра, – рассказывает автор идеи. – Изучил эти музеи, чтобы позаимствовать опыт и исключить повторение. Наш музей будет информативно дополнять уже существующие в этих городах, а не дублировать их». «Вкусный» музей планируется устроить отдельно от Музея бочки».
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина предоставила Александру много литературы, интересных фактов и историй для будущего музея, а в Пошехонском районе в месте, где была создана первая сыроварня-артель в Ярославской области и заложены основы изготовления Пошехонского сыра, он познакомился с этнографом, историком Анатолием Гутерцем, написавшем книгу о Верещагине. Он тоже проникся идеей создания молочного музея и охотно делится своей информацией. К созданию музея подключились и краеведы Вологды и Череповца. Они предоставили подробную информацию об истории создания череповецкого и вологодского мороженого: одним из направлений деятельности музея будет сохранение и изучение истории мороженого в Вологодском крае. Партнёром музея выступает и Вологодский хладокомбинат (производитель известного вологодского мороженого).
Откуда берутся идеи
Интересуюсь у Александра: как ему приходят идеи по разработке таких необычных турпродуктов?
– Я учился в Российском университете дружбы народов в Москве на организацию управления туристическим бизнесом, хотел открыть музей в Великом Устюге, где успел пожить и поработать, – рассказывает мой собеседник. – И у меня была концепция мини-мульти-музея новогодних напитков, где планировались залы бочки, пробки и банок с бутылками. Но, зная статистику, которая показывает, что посетители – это в основном дети и подростки до 14 лет, идея открытия экспозиции банок и бутылок пока отложена. Поэтому работаю над развитием проекта Музея бочки сразу в нескольких направлениях. Когда мы ездили на ежегодный фестиваль «Город ремёсел» в Вологду, то сложилось впечатление, что наши современники не знают, для чего нужны бондарные изделия и как они используются. Бочки для мочения, квашения, соления постепенно выходят из обращения, перестают применяться. То, что сейчас продаётся для саун и бань, – это сувениры, вещи декоративного назначения. Бондарное дело всегда было кустарным и бочки изготовлялись мастерами на дому. Я лично знаком с тремя бондарями, поддерживаю с ними связь, они посылают в музей бондарные изделия, которые мы используем как экспонаты.
Сейчас Бондарный домик закрыт, но вновь откроется на причале в Кузино в апреле с расширенной экспозицией, пополненной новыми экспонатами. Уже появились планы по сотрудничеству Музея бочки с Вологодским областным колледжем культуры и туризма, чтобы студенты проходили на его базе практику, вели выездные экскурсии. «Мы работаем на территории национального парка «Русский Север», – обращает внимание Александр, – который призван в том числе сохранять имеющиеся традиции, памятники истории, культуры и природы. Это симбиоз трёх направлений, которые необходимо сохранить в тесном взаимодействии для будущих поколений. В Кириллове целый клондайк в плане находок, экспедиционного материала. Например, в Чарозерской школе собран очень богатый экспедиционный материал по близлежащим деревням: учителя и учащиеся собирали информацию, кто и чем занимался, какая деревня чем жила. В каждой деревне было развито своё особое ремесло, в том числе и бондарное.
А для туристов у нас разработан «Настоящий Вологодский маршрут», который включает остановки в Череповце, Кириллове, Вологде и Шексне. Можно приехать и поездом, и по Волго-Балту, и на автотранспорте. Логистика сегодня хорошая, транспортное обеспечение на высоком уровне. Если говорить про Кирилловский район, то в Кузино в рамках этого маршрута мы предлагаем познакомиться с чернолощёной керамикой Сергея Феньвеши, кузнечным делом Николая Митина, в Череповецком районе – Музеем лодки Сергея Токарева, в Ёрге (село Воскресенское) –
Центром народной традиционной культуры. Мы делаем упор на традиции, ремёсла и промыслы: ткачество, лодочное дело, гончарный промысел, бондарное ремесло, кузнечное дело, музей гармошки и мастерскую керамики в Куракино».
Так развивается ремесленное направление туризма в нашем районе, и, как видим, планов у Александра ещё много.
К слову сказать, для тех, кто ещё не был в Музее бочки, есть хорошая новость: музей приехал с экспозицией в районную библиотеку, где выставка будет работать до 5 февраля. Поэтому стоит его посетить, а уж потом можно и нужно ехать в гости в Кузино…
Также хочется передать просьбу Александра ко всем жителям района: если у вас есть старые, неиспользуемые бондарные изделия, Музей бочки с радостью их примет, отреставрирует и пополнит свою коллекцию.
Мария ГОЛУБЕВА
Фото автора
и предоставлены А. Хохловым
Последние новости
Проблемы финансирования здравоохранения в России
Депутат КПРФ поднимает вопросы о недостаточном финансировании и кадровом дефиците в здравоохранении.
План бюджета Вологодской области на 2025 год
Обсуждение бюджета включает социальные инициативы и развитие инфраструктуры.
Новые правила пенсионного обеспечения для работающих пенсионеров в России
Юрист объяснила изменения, касающиеся 10 миллионов пенсионеров.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований