08.10.2019

Вологодскую крепость теперь будут представлять именно так

Из привычного взгляду на современную Вологду в этом пейзаже – только Софийский собор, и то с шлемовидными, а не луковичными куполами, которые появились позже.

Из привычного взгляду на современную Вологду в этом пейзаже – только Софийский собор, и то с шлемовидными, а не луковичными куполами, которые появились позже. Однако благодаря собору это место легко узнается – вот здесь сейчас стоит «памятник коню» (т.е., конечно, Батюшкову), здесь идет улица Ленинградская, а здесь находится то, что мы сегодня называем «Вологодским кремлем». На самом деле Вологодский кремль – это как раз то деревянное сооружение, которое изобразил на своей картине художник и архитектор Алексей Смирнов . Тот самый кремль, который стали возводить при Иване Грозном и который был вдвое больше кремля Московского. Хочется верить, у Вологды все-таки был шанс стать столицей.

Картину Алексея Смирнова представили публике на прошлой неделе в Доме Левашова. На ней изображена часть Вологодской крепости второй четверти XVII века. Оценить труд художника, изучившего при подготовке произведения огромное количество источников, собрались вологодские историки, археологи и реставраторы.

По признанию самого Алексея Смирнова, идея написать такую картину появилась после выхода книги археолога Игоря Кукушкина «Вологодская крепость», которую он перечитал несколько раз. Вдохновившись темой, обратился к другим историческим материалам, а затем приступил к созданию художественного образа средневековой Вологды. В качестве ориентира была взята графическая реконструкция крепости, сделанная Кукушкиным.

Для большинства вологжан Вологодская крепость второй половины XVI–XVII веков – скорее легенда, чем исторический факт. Наземных элементов сооружения не сохранилось, но ученые, обратившись к летописям, архивным документам, старым картам, проведя археологические изыскания, довольно достоверно воссоздали облик и размер этого оборонительного сооружения. Вологодская крепость занимала площадь около 47 га и имела вид неправильного четырехугольника: одна его сторона шла по правому берегу реки Вологды, вторая – вдоль современной улицы Ленинградской до нынешней Октябрьской, третья – по Октябрьской до улицы Мира, четвертая – по улице Мира вдоль речки Золотухи до ее впадения в реку Вологду.

Алексей Смирнов воплотил на картине небольшой и благодаря Софийскому собору самый узнаваемый фрагмент бывшей крепости – идущий вдоль реки и заворачивающий по краю нынешнего Кремлевского сада. На месте современной псевдоготической колокольни изображена одна из ее деревянных «прабабушек», которых в XVII веке сгорело несколько. «В Переписной книге 1628 года я нашел много описаний зданий – церквей, домов, и в том числе колокольни , – рассказывает художник. – Интересный нюанс: оказывается, она уже тогда была с часами. При изображении церквей я опирался на сохранившиеся аналоги. Кое-что правил в ходе работы, узнавая какие-то детали» . Например, решил, что в композицию картины хорошо впишется деревянный мост и спросил мнение у Игоря Кукушкина, мог ли мост здесь быть. «Игорь ответил, что если и был, то наплавной. Я поискал в источниках, нашел гравюру, где изображен наплавной мост через реку Москву в начале XVIII века – и изобразил похожий на своей картине».

Придирчивые вологодские историки, внимательно рассмотрев картину, сошлись в том, что она создает образ деревянной Вологды , который нам сейчас трудно представить. «До сих пор мы практически не имели художественного образа нашей вологодской крепости, – заметил заместитель директора издательского центра «Древности Севера», историк, археолог Александр Суворов . – Есть несколько небольших рисунков Александра Брягина и его последователей – но, во-первых, это скромные картонки размером чуть больше А4, во-вторых, они публично мало выставлялись. А больше художники к этой теме почти не обращались. Работа Алексея Смирнова теперь будет формировать представление современников о Вологде того времени » .

Несмотря на мелкие замечания историков – кому-то показалось, что не видно части кирпичной кладки стены, кому-то – что дома за городской крепостью должны быть окружены заборами, кто-то счел, что на заднем плане много леса и мало распаханных полей, а Александр Суворов покритиковал слишком зеленый берег, который, вероятно, на деле должен быть выщипан и вытоптан пасущейся скотиной (всю критику Алексей вынес стоически и не поддался искушению михалковского слона-живописца немедленно исправить неточности), – в целом к исторической правде картины претензий не было. Зато было много пожеланий продолжить работу и сделать серию картин , посвященных Вологодской крепости, изобразить другие ее части.

Отдельно отметили удачность цветовой гаммы – «поленовскую» мягкость тонов, белизну собора, оттененную низеньким деревянным окружением. Можно представить, насколько величественным сооружением казался тогда горожанам храм, который задумал возвести в Вологде Иван Грозный.

«Картина эта полна очарования – совершенно необъяснимое чувство, как будто всколыхнулась генная память, – рассказала о своих ощущениях археолог Лариса Андрианова . – Хочется представлять себе Вологду того времени именно такой, даже если в действительности она была более грязной, более скучной. Богатая, причудливая история той средневековой Вологды у нас как-то незаслуженно мало известна. И хорошо бы с этой картиной могли познакомиться «более широкие слои населения» – в том числе школьники, учителя, просто любители истории. И представить, каким был родной город четыре столетия назад».

Окончательного названия работа Алексея Смирнова пока не имеет. Также пока неясно, где будет экспонироваться картина. Но, вероятно, она будет включаться в экспозиции, посвященные истории Вологды.

Елена Легчанова

Последние новости

В Университете Иннополис создали федеральный Центр развития промышленной робототехники

В пресс-службе вуза сообщили, что в дальнейшем планируется открытие подразделений центра в других субъектах РФ Первый федеральный Центр развития промышленной робототехники создан на базе Университета Иннополис.

Платформа нацпроекта «Производительность труда» по цифровизации бизнеса охватила 3000 предприятий

Половина участников национального проекта «Производительность труда» зарегистрировалась на платформе эффективность.рф.

Россотрудничество представит электронную карту соотечественника на ПМЭФ

Как сообщил руководитель агентства Евгений Примаков, карта дает возможность проживающим за рубежом россиянам получить набор услуг Россотрудничество планирует презентовать электронную карту соотечественника на предстоя

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *