Что читали мы и что читают наши дети?
«Библиотекари мне устраивали экзамен» Продолжаем проект «Буду читать всегда».
«Библиотекари мне устраивали экзамен»
Продолжаем проект «Буду читать всегда». Что читали мы и что читают наши дети? На вопросы «Речи» отвечает Анна Красушкина, мама двоих детей, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии ЧГУ.
Анна Викторовна, вам не все равно, что читают ваши дети?
– Не все равно. Дочери Яне 10 лет, сыну Алексею 6 лет. Я не заставляю их читать, а пытаюсь увлечь книгой. Заметила, что Яне нравятся детективы (я тоже любила их в детстве), – предложила ей книги Энид Блатон о пятерых юных сыщиках и их псе, прочитали с удовольствием. Потом она сама взяла в библиотеке книжку Холли Вебб «Приключения девочки-детектива», и читает сама. Крупный шрифт, яркие картинки – сын тоже с удовольствием слушает ее чтение. Но хотелось бы, чтобы в читательском багаже детей была и детская классика. Что делать? Часто привожу примеры из литературных произведений, которые связаны с нашей жизнью. Например, сейчас в нашей семье актуальна тема выбора имени для малыша, дети часто это обсуждают, придумывают варианты, шутят. Я как-то сказала, что есть такое имя «Пятница». Они заинтересовались: «Кто? Почему?» Отвечаю, что это герой книги Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», и хоть книга довольно сложна для маленьких детей, но в пересказе Корнея Чуковского, думаю, она подходит для детского чтения – и мы уже взяли ее в библиотеке. Не так давно мы вместе уже прочитали такую «взрослую» книгу – «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, и в детской версии Яна и Леша прекрасно ее восприняли, полюбили и часто цитируют.
Молодежь в знак протеста не читает полный текст «Войны и мира»: мол, хватит краткого содержания. Говорят, если не можешь подавить протест, нужно его возглавить …
– Не знаю, нужно ли возглавлять какие-либо протесты, а вот учитывать предпочтения и особенности восприятия молодежи нужно. Чтобы заинтересовать, можно преподнести пугающую их толстую книгу, например, фрагментарно. Показать, как содержание книги связано с современной жизнью и проблемами молодежи. Или предложить посмотреть качественную экранизацию, а потом прочесть текст целиком. Это хорошо работает и с детьми, и со студентами.
Анна Викторовна, насколько важно в современном мире быть читающим человеком?
– Считаю, что совершенно не имеет значения, в какое время ты живешь, – читать важно, ведь в том числе умение читать делает человека человеком. Книги заставляют нас мыслить, обогащают мудростью, будоражат воображение, вдохновляют на деятельность. Читающего человека (не того, кто научился механически складывать буквы в слова, а того, кто умеет понимать и анализировать прочитанное) видно сразу. Такой человек коммуникабелен, более грамотно выражает свои мысли, знает и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», склонен к рефлексии и самоанализу.
Какие книги вас увлекали в детстве? Когда вы научились читать?
– Научилась читать лет в пять, и сама, как говорят родители. Мы жили на «Фанере», где была одна детская библиотека, в которой я перечитала почти все. Брала сразу по десять книг, хотя всем разрешалось брать только пять. Библиотекари устраивали мне экзамен, не веря, что я их все прочитала за положенные десять дней: «А ну-ка, расскажи, про что эта книжка». Любимых книг у меня было много. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, книги Астрид Линдгрен – о Пеппи Длинныйчулок, Рони – дочери разбойника, об Эмиле из Леннеберги. Все эти книжки мы с детьми уже прочитали. И хорошие старые сериалы по ним посмотрели. Вообще в детстве я любила читать толстые книги, в первую очередь брала с полки домашней библиотеки именно их. Рано прочла «Обломова» Гончарова, романы Достоевского, Лермонтова, повести Тургенева и всего Пушкина… Булгаков, Набоков. Причем я читала не только их популярные произведения, у Набокова, например, мой любимый роман – «Приглашение на казнь», у Булгакова – «Морфий». Из зарубежной классики с детства люблю Шекспира, Сервантеса, Борхеса и Маркеса, обожаю Апдайка и Фаулза. В подростковом возрасте я много читала и малоизвестных зарубежных авторов. Сильное впечатление на меня произвела книга японской писательницы Тэцуко Куроянаги «Тотто-тян, маленькая девочка у окна», рассказывающая про школьные будни маленькой девочки, про особую интересную систему образования, про непростое время Второй мировой войны. Эта книга научила меня тому, что нужно менять мир вокруг себя, дарить мир и счастье окружающим, радоваться каждому мгновению жизни, поскольку ты никогда не знаешь, что произойдет завтра.
Какая книга удивила, стала открытием в последнее время?
– Сейчас я не так много читаю: не хватает времени; от безысходности иногда стала слушать аудиокниги, хотя не являюсь их поклонницей. Из того, что удается читать на бумаге, своеобразным открытием стали подаренные мне близким человеком книги с поэзией рок-музыкантов: Дианы Арбениной, Александра Васильева (группа «Сплин»). С большим интересом прочитала «Мораль XXI века» чилийского ученого Дарио Саласа Соммера. Сейчас начала читать «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В студенческие годы читала этот труд фрагментарно, надеюсь сейчас прочесть полностью.
В каждом микрорайоне города есть библиотека (филиалы центральной городской). Ежегодно 12 библиотек Череповца посещают 423 тысячи горожан, около 100 тысяч посещают сайт библиотеки.
Татьяна Ковачева
«35медиа»
Последние новости
Совместный Пленум Комитета и КРК: Итоги и перспективы
Обсуждение ключевых вопросов на II совместном Пленуме.
Инвестиционная открытость Вологодской области: новые горизонты
Делегация региона в Китае открывает новые возможности для инвестиций.
Оптимизация медпомощи в Вологодской области
Объединение поликлиник №4 и №5 направлено на улучшение качества медицинских услуг.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку