Наша жизнь состоит из больших и малых открытий
Карина Ильина, Ольга Сергеевна Кондратьева, Варя Миронова и Арсений Кондратьев.
Приветствуем всех! Мы – учащиеся Горицкой средней школы Карина Ильина, Матвей Пилин, Ярослав Харзеев, Арсений Кондратьев, Александра Журавлёва и Полина Журавлёва, а также наша гостья из Санкт-Петербурга Варя Миронова!
Как вы думаете, что самое интересное для детей и подростков? Правильно! Быть занятыми полезным делом! И таким очень полезным делом оказалась школьная краеведческая исследовательская экспедиция на Каменское озеро. Находится оно в полутора километрах к северу от деревни Трофимово Кирилловского района.
Изучением Каменского озера мы занимаемся уже два года. За это время мы постарались собрать как можно больше сведений о нём как из литературных и картографических источников, так и изучая его на местности. Время полевой экспедиции определено: с середины июня до начала июля (в этот год – с 15 по 19 июня, в прошлый – с 2 по 7 июля).
Как и в прошлом году, мы разделились на две бригады: «географов» и «биологов». Руководителем «географов» была Ольга Сергеевна Кондратьева – учитель географии и биологии Горицкой средней школы. Руководителями «биологов» в прошлом сезоне были Галина Егоровна Зайцева – преподаватель Вологодского областного колледжа культуры и туризма и Екатерина Александровна Гришина – учитель биологии Кирилловской средней школы. В этот год нашим консультантом была Екатерина Александровна.
Всю вездеходную технику, лодку, а также управление ими нам доверил Сергей Иванович Кондратьев, ведь иногда наша жажда знаний заводила нас, на первый взгляд, в совершенно непроходимые дебри, но благодаря тому, что и взрослые, и мы, дети, действовали согласованно, нам удавалось выбираться отовсюду!
Помогал нам ориентироваться на местности квадрокоптер, которым управляли наши пилоты – Матвей и Ярослав. Ребята несколько лет обучались этому мастерству в историко-техническом клубе «Пегас» под руководством Сергея Александровича Маклакова – учителя информатики Горицкой средней школы.
В прошлый год «географы» промеряли глубины озера (максимальная – 6 метров). По итогам они составили карту изобат (глубин) озера, измерили относительную высоту берегов (она оказалась от половины метра до трёх), копали почвенные ямы и определили типы почв, изучили состав горных пород, слагающих берега.
Бригада «биологов» занималась описанием растительности берегов озера. Девчонки с руководителями обнаружили редкие орхидеи – пальчатокоренник пятнистый и любку двулистную.
Мы нашли редкую для нашей местности лягушку прудовую (определила Галина Егоровна Зайцева), в дикой природе она обитает намного южнее. Наведались к хатке бобра европейского – обосновался он здесь широко! Сейчас бобры построили несколько хат. Периодически и в прошлый год, и в этот животные к нам подплывали и резко хлопали своими мощными хвостами по воде: то ли из любопытства, то ли пытались нас прогнать с озера!
В этом году целью наших исследований было выявление степени самовосстановления естественных (природных) ландшафтов озера Каменского после окончания хозяйственной деятельности человека. После выполнения полевых работ нам предстоит дать характеристику рельефа и, по возможности, выяснить его происхождение и развитие, а также описать современные почвообразовательные процессы, раскрыть связи между почвой и другими компонентами природы, спрогнозировать дальнейшие изменения почвообразования, оценить процессы самовосстановления естественного ландшафта окрестностей озера Каменского.
Все вместе мы преодолевали топкие, качающиеся под ногами берега озера, узнали, как отличить верховое болото от низинного и переходного, готовили на костре еду, общались иногда громко, а иногда тихо: слушали звуки природы. Наводили за собой порядок, ведь в доме должно быть чисто!
Наша жизнь состоит из больших и малых открытий, мы познаём законы природы, чтобы жить с ней в мире и гармонии, ответить на многие экологические вопросы: «Почему?» и «Зачем?».
А теперь мои личные впечатления от участия в экспедиции: каждый день при возвращении домой у меня, да и у каждого из нас, было море положительных эмоций, которыми я до сих пор со всеми делюсь. Я –
человек, который при любых обстоятельствах, всегда – с телефоном в руках и включённой камерой, у меня очень много отснятого материала как для работы, так и для воспоминаний об этой великолепной неделе. Эти дни я запомню надолго. Часто пересматриваю видео, иногда грустно становится: хочется вернуться туда, на озеро Каменское, в нашу замечательную, тёплую и душевную команду! На следующий год и в дальнейшем я планирую участвовать в подобных экспедициях с нашими руководителями, и все ребята согласны со мной!
К. ИЛЬИНА,
обучающаяся 11 класса
Горицкой средней школы от имени всех участников экспедиции
Фото предоставлены
О. Кондратьевой
Последние новости
Новый законопроект облегчит жизнь военнослужащим после службы
Россия намерена исключить период военной службы из срока действия результатов ЕГЭ.
Выборы «Человека труда» в Вологодской области
Каждый житель региона может выдвинуть кандидатуру до 15 ноября.
Сила корней: история Юлии Одинцовой из Малой Рукавицкой
Как местные традиции и связи формируют судьбу человека.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку