В Кириллове на месте уничтоженного в советское время Никольского храма установили поклонный крест
По благословению правящего архиерея Вологодской епархии митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия в городе Кириллове, на ул.
По благословению правящего архиерея Вологодской епархии митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия в городе Кириллове, на ул. Белозерской, на месте, где до 50-х годов ХХ века стоял храм святителя Николая Чудотворца, установлен поклонный крест.
26 октября состоялось освящение поклонного креста. Чин освящения совершил благочинный Кирилловского округа протоиерей Владимир Колосов вместе с духовенством благочиния.
Информационная справка:
В конце XIX века в Кириллове появился четвертый приходской храм, освященный 27 июля 1894 года в честь святителя Николая Чудотворца. Его возвели на кладбище, расположенном на юго-восточной окраине города, именуемой «Обшара». Вдоль кладбища шел старинный Белозерский тракт.
Кстати, подобная особенность характерна для всех упомянутых выше приходских церквей. При каждой из них в свое время имелось кладбище, и все они располагались на старинных трактах: Вознесенская церковь – на Вологодском, храм Двенадцати апостолов – на Череповецком.
Никольская церковь строилась на средства купчихи Марии Ивановны Сизьминой, которая обеспечила храм всей необходимой утварью и дополнительно выделила 9700 рублей «неприкосновенного капитала». Проценты с него тратились на ремонт и благоукрашение церкви, а также жалование священников.
Вклад купчихи позволил иметь свой причт священнослужителей (Указом Св. Синода от 26 ноября 1903 года за № 11226, с 1 января 1904 года причту выделялось жалование из казны в размере 150 рублей священнику и 57 рублей 76 копеек псаломщику. До этого содержание причта осуществлялось за счет капитала М.И. Сизьминой). Первым настоятелем (с 1894 г.) стал священник Леонид Александрович Дьяков – двоюродный брат священномученика Философа Орнатского (сподвижника Иоанна Кронштадтского и выпускника Кирилловского духовного училища). В 1895 году его сменил священник Иоанн Лавров, в 1896 г. – о. Петр Истоминов, в 1898 году – о. Николай Петрович Никольский.
Дольше всего (19 лет) в храме прослужил священник Николай Петрович Смирнов (1900-1919), в 1919 г. переведенный в Казанский собор г. Кириллова.
Никольский храм до наших дней не дошел, он был разобран на кирпич в 1950-х годах. Поэтому особенности его архитектуры известны, главным образом, из описи 1894 года и изображений Кирилло-Белозерского монастыря, где на боковом плане можно разглядеть данную церковь.
Согласно описи 1894 года, здание представляло собою «параллелограмм, шириной внутри 3 сажени 1 четверть, в длину 5 саженей, 2½ аршина до иконостаса, алтарь полукружный. Под колокольней паперть, сторожка со всходами на колокольню, крыльцо под железной крышей, 8 окон, 3 печи, решётки, пол окрашен охрой, стены под мрамор, а выше цвет моря. Колокольня четырёхгранная с восемью прорезями для колоколов, украшена уступами и карнизами. На храме 5 небольших глав с крестами, на алтаре одна, на колокольне одна, крыша окрашена медянкой».
Колокольня имела шатровое завершение, на ней висело семь колоколов общим весом чуть более 39 пудов. Главный двадцатипудовый колокол украшала надпись: «О здравии Иоанна и Марии».
Иконостас был «столярной работы», окрашенный в голубой с золотом цвет, и состоял из двух ярусов икон, с колоннами и резьбой.
Царские врата были резные позолоченные. Традиционно на них вверху (в центре) помещалась икона Благовещения Пресвятой Богородицы, а внизу евангелистов Луки и Матфея (справа в одном клейме) и евангелистов Иоанна и Марка (слева в одном клейме).
Над царскими вратами в клейме большого размера была изображена Тайная вечеря, а над ней – образ Воскресения Господня.
Достаточно традиционными были и иконы. По правую сторону от царских врат располагался образ Господа Вседержителя, далее (на южных диаконских вратах) – архидиакон Стефан, а у клироса – святитель Николай Чудотворец.
По левую сторону от царских врат находился образ Божией Матери, на северных вратах – архидиакон Лаврентий.
Во втором ярусе большинство образов были парные: на левой стороне размещались иконы Иоанна Крестителя, Алексия человека Божия и святителя Феодора, Александра Невского и Иоанна Воина; на правой стороне – апостолов Петра и Павла; преподобного Михаила и мученицы Марфы; равноапостольной Ольги и мученицы Людмилы.
Высота перечисленных двойных образов составляла 1 аршин 11 вершков (120 см), ширина – 1 аршин 2 вершка (80 см).
Кроме того, в верхнем ярусе между большими иконами имелись образы в клеймах малого размера: справа – Иоанна Крестителя и преподобной Феклы, равноапостольного Кирилла, Крещения Господня, пророка Илии; слева – равноапостольного Мефодия, Рождества Христова, пророка Моисея. Все иконы в иконостасе были написаны на кипарисовых досках.
Согласно описи, алтарь представлял из себя полукружие, шириной в меру храма, в нем имелись 2 окна и небольшой камин. Святой престол был сделан «из кипарисовых брусьев, длина его 1 аршин 10 вершков, ширина – 1 аршин 10 вершков, высота 1 аршин 6 вершков. Святой антиминс шелковый желтого цвета, священнодействован архиепископом Феогностом. Жертвенник из сосновых брусьев, его высота 1 аршин 6 вершков, ширина 1 аршин 6 вершков, длина правой стороны 1 аршин 5,5 вершков, левой стороны 10 вершков. За Святым Престолом образ Спасителя в терновом венце с резьбой и позолотой в высоту 1,5 аршин, шириной 1 аршин 4 вершка помещен за стеклом на подставке с позолотой и резьбой, над ним в клейме изображение Господа Саваофа. По левую сторону над жертвенником образ Святителя и Чудотворца Николая в серебряной ризе».
Вокруг церкви в 1894 году устроили ограду «из толстых досок стоймя с одними воротами».
При ней находились также деревянные: дом священника, флигель для псаломщика, двор, каретник, погреб и баня.
В 1919 году была составлена опись имущества церкви, а в 1930-х годах ее закрыли. В конце 1940-х годов было упразднено и Никольское кладбище.
В настоящее время уже почти ничто не напоминает о храме, с большим трудом среди выросших здесь тополей и заброшенных могил удается разглядеть остатки фундамента.
Ежегодно на этом месте служатся молебны, планируется установка поклонного креста.
То есть память о церкви живет, дошли до нас и некоторые ее святыни. По акту от 15 октября 1936 года в кирилловский музей поступили несколько икон из Никольской церкви с краткой записью в книге поступлений: «Обшарская церковь. Список предметов, изъятых из кладбищенской церкви». В их числе «Богоматерь Страстная» XVII века. В 2010-2011 годах реставратором Тамарой Петровной Рыбаковой в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) она была отреставрирована и с 2012 года находится в экспозиции древнерусского искусства в Архимандричьих кельях Кирилло-Белозерского монастыря.
Мальцев М.Г. Казанский собор в Кириллове. – М.: «Традиция», 2019. "УТРАЧЕННАЯ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА". С. 252-256.
Последние новости
Рассвет ТВ. Николай Арефьев. Кому нужны концессии
Передача в концессию объектов ЖКХ и в пользование здравоохранения лишает народ возможности пользоваться социальными благами.
Путин заявил, что противник пожалеет об атаке на Казань
Фото: Скриншот с "Прямой линии с президентом России" Президент России Владимир Путин заявил, что атака на Казань не останется без последствий, а все разрушения будут восстановлены.
Несущие свет: вологодские энергетики отмечают профессиональный праздник
Фото сгенерировано искусственным интеллектом freepik.com Энергетика – не простая отрасль экономики.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией