3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
С ростом информации и усложнением технических вопросов, производственные процессы становятся более сложными. Выпуск качественной продукции с наименьшим количеством исправлений на всех этапах жизненного цикла, включая проектирование, становится критически важным. Технологии 3D-моделирования помогают решить эти задачи и обеспечивают высокую точность визуализации уже существующих объектов и окружения, детализацию проектируемых объектов, а также позволяют пользователям полностью погрузиться в заданную атмосферу.
Каким образом, конкретно, 3D-решения могут повысить эффективность бизнеса и производства? Чтобы понять это, давайте совершим небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
3D-технологии стали доступны благодаря продолжительному улучшению компьютерного оборудования и программного обеспечения. Они широко используются в нашей повседневной жизни, в проектировании для проработки элементов любых размеров, а также в сфере маркетинга, визуализации тренингов, презентаций.
Создание трехмерных моделей реальных или абстрактных объектов достигается за счет использования специализированных компьютерных программ. Методы 3D-моделирования могут быть различными:
- Создание реалистичных изображений, которые могут быть проецированы на обычный монитор или экран. Некоторые программы также позволяют печатать модель на 3D-принтере.
- Создание стереоизображений для просмотра на обычном мониторе, используя специальные поляризационные очки, или на 3D-мониторе со стереоскопическим эффектом.
- Создание компьютерных голограмм.
Для достижения наилучшего результата можно текстурировать трехмерную модель объекта, определить освещение и создать анимацию.
В настоящее время создание трехмерных изображений представляет собой огромную и высокотехнологичную индустрию. Применение 3D-технологий широко распространено в таких областях, как архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес. Компании EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. являются глобальными лидерами рынка 3D-технологий, а в России этот рынок активно развивается уже последние 10-15 лет.
На сегодняшний день уже существует десятки крупных компаний, занимающихся созданием 3D-тренажеров и симуляторов, а также разработкой систем виртуальной реальности. Специалистов по направлению разработки 3D-контента пока в России крайне мало.
Наибольшую востребованность 3D-технологии находят в таких сферах, как интерактивное обучение (с помощью 3D-технологий в вузах запоминаемость учебного материала повышается до 80%), в оборонном секторе (мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 г. может составить до $20 млрд), в архитектурной 3D-визуализации (может значительно сократить временные и финансовые затраты на проектирование), в создании рекламных роликов (высокий уровень зрелищности без необходимости сложной организации съемок), в создании художественных и анимационных фильмов (заняли свое место в репертуарах кинотеатров и уже появляются на экранах домашних 3D-телевизоров), в интернет-торговле (60% пользователей интересуется продукцией с трехмерной инструкцией по эксплуатации, а около 80% - в трехмерных изображениях самой продукции), а также в создании виртуальных примерочных, где покупатель может видеть свое отражение на экране в полный рост и «примерить» изображение той или иной одежды. Также 3D-решения используются крупнейшими мировыми и отечественными концернами, такими как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Новые технологии в бизнесе
3D-системы с одним экраном являются наиболее простыми, распространенными и дешевыми решениями, не требующими особенных требований к помещению. Одним из главных преимуществ таких систем является их мобильность и возможность использования в практически любой отрасли.
Мультидисплейные системы, также известные как видеостены, используют технологии сшивки проекционных изображений. Дисплеи могут быть скомбинированы в любом количестве, что позволяет изменять размеры экрана. Такие системы могут быть приспособлены к любому помещению, независимо от его конфигурации и предназначения. Основные области применения – event-индустрия, компьютерные игры и симуляторы, выставки и презентации.
Персональные системы, погружающие в виртуальную реальность, представляют собой индивидуальные рабочие места, CAVE-системы различной конфигурации (3D-куб, купол). Такие специально оборудованные помещения, где 3D-изображение проецируется непосредственно на стены, создают эффект присутствия. Они могут быть разработаны индивидуально или поставляться в готовом виде. Используются в научных, учебных и развлекательных целях.
Системы дополненной реальности объединяют в себе реальные и виртуальные элементы. К ним относятся интерактивные примерочные, планшеты для работы с дополненной реальностью, интерактивные панели с системой распознавания движений и жестов пользователя для бесконтактного взаимодействия. Дополненная реальность часто становится инструментом автоматизации предприятия или склада.
Если на заре развития 3D-технологий они были доступны только военным заказчикам в силу своей высокой стоимости, то в настоящее время компьютерные 3D-разработки все чаще используются в корпоративном сегменте.