Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Существует множество способов снижения налоговых издержек бизнеса, одним из которых является регистрация компании за рубежом. Таким образом, можно перевести активы КИК на территорию РФ с минимальными потерями. Стоимость консалтинговых услуг, которые включают оценку таких потенциальных вариантов, зависит от многих факторов, таких как размер и сфера деятельности компании.

При выборе консалтинговой компании стоит обратить внимание на ее опыт работы и репутацию. Одной из важнейших обязанностей налогоплательщиков является перечисление налоговых платежей в различные бюджеты. ФНС контролирует данный процесс и требует получения информации о всех источниках доходов налогообязанных лиц, включая зарубежные компании-КИК.

В соответствии с действующим российским законодательством, доход резидента от КИК облагается налогом. Граждане выплачивают налог на доход физического лица, а компании - налог на прибыль. Поэтому, налоговые резиденты, у которых есть зарубежные компании, обязаны каждый год информировать соответствующие государственные органы об этом факте.

В статье мы рассмотрели вопросы о том, какие иностранные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам, нужно ли сообщать о своей принадлежности к КИК, как это сделать и можно ли перевести иностранную компанию под юрисдикцию РФ.

Какие иностранные организации и структуры признаются КИК

Чтобы понять, какие иностранные компании признаются Контролируемыми иностранными компаниями (КИК), следует узнать, какую точку зрения поддерживает российское законодательство. Организации и структуры, входящие в эту категорию, могут быть зарубежными.

Организациями, подходящими под определение КИК, являются юридические лица. Если компания зарегистрирована в другом государстве и подчиняется его юрисдикции, а не юрисдикции РФ (и, соответственно, владелец не платит налоги в России), существует высокая вероятность, что она будет считаться КИК. Кроме того, компания может выполнять контролирующую функцию для российских резидентов, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами.

Если же речь идет о структуре, то она не является юридическим лицом и имеет иную организационную форму, допустимую по закону того государства, к которому она принадлежит. Такие структуры обычно занимаются извлечением прибыли и управляются группой бенефициаров или участников, также получающих личную прибыль.

Для определения типа иностранного субъекта можно ориентироваться на пункт 2 Письма Минфина РФ от 10 февраля 2017 года № 03-12-11/2/7395. В нем даются рекомендации, которые позволяют сравнить законодательство, на основании которого субъект учрежден, с положениями Налогового кодекса РФ и сделать вывод о природе субъекта. Если вы по-прежнему сомневаетесь, можно назвать компанию организацией.

Контролирующие лица иностранных компаний (КИК)

Итак, в соответствии с российским законодательством, контролируемая иностранная компания (КИК) - это организация или структура, находящаяся за рубежом и контролируемая лицом, являющимся налоговым резидентом РФ. Но что же подразумевается под понятием "контролируемая"? Фактически, контроль над иностранным субъектом означает возможность влиять на принимаемые внутри КИК решения, связанные с распределением прибыли контролируемой иностранной компании.

Здесь, важно отметить, что степень контроля над КИК не имеет значения: если лицо способно блокировать решения, даже не имея полномочий, согласно разъяснениям из Письма Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303, оно будет считаться контролирующим.

При этом, если речь идет об иностранной структуре (которая не является юридическим лицом), то КИК контролируется тем, кто ответственен за распределение активов внутри структуры. Главное - зависят ли решения, связанные с прибылью структуры и ее распределением, от российского субъекта. Если ответ "да", то такое лицо будет считаться контролирующим, согласно Письму Минфина от 20 мая 2019 года № 03-12-12/2/36124.

Однако, контроль над КИК считается установленным, если:

  1. доля участия российского лица в зарубежном субъекте составляет не менее 25%;
  2. доля участия составляет только 10%, но кроме данного лица в субъекте принимают участие иные резиденты РФ, и их общая доля составляет не менее 50%;
  3. лицо способно влиять на решения, касающиеся распределения прибыли КИК.

Наличие контроля над иностранным субъектом может наблюдаться у его учредителя или у другого лица, соответствующего хотя бы одному из условий, указанных в статье 25.13 НК РФ. Кроме того, необходимо знать, что есть определенные случаи, когда резидент РФ не считается контролирующим лицом КИК.

Например, если участие субъекта РФ в КИК опосредованное через российскую публичную компанию или если субъект прямо или косвенно участвует в зарубежной фирме, и при этом процент обыкновенных акций превышает четверть уставного капитала фирмы, сформированного с их помощью. Эти случаи устанавливаются в статье 25.13 НК РФ.

И, наконец, если все условия, указанные в пункте 10 статьи 25.13 НК РФ, соблюдаются одновременно, то учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим лицом КИК и, соответственно, не обязан сообщать об этом ФНС РФ. В этом случае, субъект РФ не получает прибыль от структуры, не распоряжается ее прибылью, не имеет прав на ее имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода.

Согласно действующей редакции НК РФ, существуют два порядка признания российского гражданина или организации лицом, имеющим подконтрольную зарубежную компанию: добровольный и принудительный. В свою очередь, добровольный порядок является более предпочтительным и для инспекции, и для самого лица. Во-первых, субъект РФ сам должен подать уведомление в инспекцию в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК. Во-вторых, каждый год необходимо направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

Кроме того, в уведомлении при приобретении влияния на зарубежную фирму или структуру необходимо отметить дату, наименование самой КИК, регистрационный номер компании (если есть), ее организационную форму, свою долю участия, данные о том, является уведомитель только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом. А в ежегодном сообщении о КИК должны быть указаны период, за который отчитывается уведомитель, название КИК, номер ее регистрации (если есть), форма организации, дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день, когда была создана такая отчетность за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, составленного по данной финансовой отчетности, доля самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания, на которых заявитель признан контролирующим лицом иностранной компании, а также основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.

Если необходимость каждый год уведомлять о КИК стала обременительной, так как процедура слишком сложная, или же из-за ужесточения законодательства в странах, где есть бизнес КИК, теряет свою экономическую целесообразность, фирме можно вернуться «домой» безболезненно и для контролирующих лиц. При этом, если у налоговиков возникают подозрения, что у лица есть подконтрольная иностранная компания, ФНС дает гражданину или фирме шанс все исправить, направляя требование для подачи уведомления о наличии у них влияния на зарубежную компанию. Для этого у налогоплательщика есть достаточно времени и возможность подать уведомление о контролируемых иностранных компаниях в срок не менее 30 дней с даты получения требования.

Возвращение активов КИК в Россию

Возвращение активов КИК в Россию: правильный порядок действий и возможности

В наше время российские резиденты все чаще обращают внимание на вопрос возвращения своих иностранных активов обратно в Россию. Данная тема особенно актуальна с учетом введения в стране курса на деофшоризацию. Таким образом, возникает необходимость ознакомиться с порядком действий и возможностями, которые могут помочь возвратить активы КИК в Россию.

Согласно российскому законодательству, иностранные компании могут быть переведены под юрисдикцию РФ. Для этого введена такая процедура, как редомициляция. Суть этого процесса заключается в смене личного закона компании. Процедура регулируется Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.

Для возврата иностранных активов КИК обратно в Россию был введен инструмент добровольного декларирования активов и счетов в банках. Такая амнистия капиталов предполагает добровольное раскрытие сведений об имеющихся у гражданина зарубежных счетах и компаниях. Для этого необходимо подать специальную декларацию в бумажном виде в ФНС. Действие данной процедуры регулируется Федеральным законом № 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 июня 2015 года.

Государство устанавливает свободу от преследования декларантам по возможным налоговым и административным правонарушениям и даже по некоторым уголовным преступлениям, связанным с декларированием активов, взамен на добровольное предъявление своих иностранных активов. Кроме того, информация, содержащаяся в поданной гражданином декларации, не подлежит разглашению другим лицам, организациям и государственным органам.

На данный момент в России состоялись три волны амнистии капиталов, последняя из которых завершилась 29 февраля 2020 года. Третья волна оказалась менее успешной, чем предыдущие, из-за усложнения "правил игры" при декларировании иностранных активов. Одним из основных усложнений является необходимость редомициляции КИК, что требует знания международных норм и национального законодательства обеих стран.

Тем не менее, активы зарубежной компании можно вернуть на родину ее контролирующего лица путем репатриации или редомициляции. Однако редомициляция может быть сложной процедурой, требующей соблюдения всех международных норм и национального законодательства обеих стран. Для упрощения данного процесса стоит обратиться в компанию, оказывающую профессиональную помощь при переводе активов.

Если у гражданина РФ или российской компании есть подконтрольный иностранный субъект, то он должен сообщить о нем в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК ему не избежать проверок и доначислений.

Перевод активов в РФ – помощь в консалтинге

Юридический консалтинг при переводе иностранных активов в РФ – сложный процесс, о котором рассказывает Алексей Чубаров, эксперт компании «КСК Групп».

При наличии КИК у российского гражданина или компании могут возникать проблемы с правовой и экономической точки зрения. Ситуацию усложняет перевод активов в РФ, но работа со специалистами может помочь избежать юридических ошибок.

Перевод иностранной компании под российскую юрисдикцию – это сложный процесс, требующий ювелирной точности. Компания «КСК Групп» занимается подобными вопросами уже более 25 лет. Они глубоко и подробно исследуют ситуацию, разрабатывают стратегию и понимают все юридические, экономические и финансовые риски.

Компания «КСК Групп» способна обеспечить максимально комфортные условия для работы клиента. Ее специалисты знают, насколько важно провести все технично и прозрачно: они помогают снизить налоговую нагрузку, избежать банкротства и застраховать от возможных претензий от налоговиков.

Одним из преимуществ компании является колоссальный опыт: специалисты «КСК Групп» сопровождали клиентов во время всех трех волн амнистии. Безупречное знание российского налогового законодательства и специфика работы налоговых органов позволяют эффективно взаимодействовать с их специалистами.

«КСК Групп» имеет десятки успешных кейсов по переводу активов в РФ, что говорит само за себя. На сайте компании можно найти более подробную информацию о ее деятельности и записаться на консультацию, используя функцию обратной связи.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *