Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Согласно компании IDC, в России рынок облачных технологий растет быстрее, чем в других странах мира. Средний годовой темп прироста составит более 50%, а к 2016 году объем рынка достигнет 19 млрд рублей. Крупные компании и частные предприниматели проявляют интерес к облачным технологиям.
Так что же такое облачные технологии, и какую пользу может извлечь бизнес, перейдя на данную систему? Давайте рассмотрим этот вопрос поподробнее.
Что такое облачные технологии и как они используются в бизнесе
Облачные технологии – это виртуальная среда, которая включает в себя аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и службу технической поддержки. Она предоставляет удобное и безопасное хранение и обработку информации, а также легкий доступ к ней из любой точки мира.
Пользователям облачные технологии уже давно знакомы через крупные почтовые сервисы, такие как Gmail, Mail.ru и Mail.yandex.ru. Эти сервисы позволяют настроить свое облако соответственно потребностям, и при этом они доступны для пользователей любого масштаба.
Для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса облачные технологии предоставляют сервисы бухгалтерии, почты, обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Для среднего и крупного бизнеса важны виртуальные серверы, услуги связи и набор сложных сервисов. Кроме того, стартапы в сфере IT используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без инвестиций в дорогостоящее вычислительное оборудование.
Одним из основных преимуществ облачных технологий является высокий уровень безопасности данных. 30,7% граждан, использующих государственные и муниципальные услуги, уже пользуются электронным видом получения информации и данные Росстата показывают рост этой тенденции. Крупный проект Электронного Правительства уже начал использовать облачную инфраструктуру для своих нужд.
Наиболее используемые «облачные» отрасли в России – IT и финансовые компании (25%), ритейл (21%) и телеком (13%). Облачные технологии помогают этим компаниям оперативно решать бизнес-задачи, сокращать затраты и повышать эффективность работы всех подразделений.
Преимущества использования облачных технологий для бизнеса настолько очевидны, что их следует рассмотреть при планировании будущих операций:
- Сокращенные расходы на обработку информации до 70%, благодаря возможности использования интернет-сервисов без необходимости покупки серверов, сетевого оборудования, лицензированного ПО, кондиционеров, а также не потребуется штатный IT-специалист.
- Подключение к облачным сервисам может быть произведено с любого гаджета, имеющего выход в Интернет, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованные данные гораздо удобнее, чем информация, доставленная в разных филиалах и компьютерах.
- Специалисты компании-провайдера могут быстро реализовать расширение (или сокращение) облачного сервиса по запросу клиента в течение нескольких минут. Клиент также может самостоятельно управлять объемом «облака» через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью и обеспечиваются техподдержкой круглосуточно.
Существуют сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, которые подтверждают безопасность облачных технологий и решений. Чтобы получить сертификат, продукты должны соответствовать нормам и требованиям, таким как системы обнаружения вторжений и антивирусная защита.
Это также относится к сертификации центров обработки данных по TIER. Этот международный сертификат присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV, и оптимальными по соотношению «цена-бесперебойность» являются дата-центры III класса.
Работа облачной IT-инфраструктуры для бизнеса базируется на дата-центрах, которые все чаще располагаются за рубежом для обеспечения максимальной безопасности. Компании, предоставляющие облачные услуги, проводят тщательный отбор персонала для штата ЦОДа, как и в банковских структурах. Клиентская информация хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа, а системы резервного копирования позволяют восстановить важные данные, если пользователи допустят ошибки.
Уровень защиты персональных и конфиденциальных данных настолько высок, что многие провайдеры облачных услуг не знают, какие приложения размещают в облаке заказчики. Сервисы IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service) могут быть запущены в течение нескольких часов или до двух дней, после того как клиент оформил заявку на сайте провайдера и внес предоплату.
Актуальные решения для бизнеса включают в себя «облачные» технологии. Сегодня наибольшей популярностью пользуются следующие модели:
-
Аренда виртуального сервера (облачный ЦОД). Такой дата-центр представляет собой серверы, диски и сети, доступные через Интернет или выделенные каналы связи. Пользователю предоставляется портал самообслуживания, который позволяет полностью контролировать все сервисы в «облаке», независимо от провайдера услуг.
-
Виртуальный офис. При помощи виртуального пространства можно организовать рабочее место без необходимости привязываться к конкретному компьютеру. В «облаке» создается внутренняя сеть компании c сетевыми дисками, общими папками и программами-планировщиками. Виртуальный офис может полностью заменить стационарные рабочие станции.
-
Резервное копирование. Этот сервис, доступный частному виртуальному дата-центру, предназначен для обеспечения сохранности данных в критических ситуациях. Гибкая настройка системы резервного копирования позволяет сократить временные и финансовые издержки.
-
Катастрофоустойчивость (DRaaS). Сервис предоставляет индивидуальные решения по обеспечению катастрофоустойчивости для нескольких облачных площадок с выходом на нескольких операторов связи. Защита данных достигается благодаря перекрестному резервному копированию в автоматизированном или ручном режиме.
-
Гибридное «облако». Эта модель позволяет подключить частное «облако» к публичной облачной структуре провайдера, чтобы сверхнагрузки могли быть перенесены в «облако». Некритичные процессы могут быть перенесены в «облако» провайдера и затем возвращены обратно, таким образом значительно ускорив процессы в собственном «облаке».
-
Аренда приложений. Программное обеспечение можно не покупать для установки на конкретный компьютер, а получать через Интернет, оплатив пользование на определенный срок. Пользователь гарантированно получает круглосуточную техническую поддержку и безопасность данных.
-
Виртуальный контакт-центр. Этот сервис «облачной» технологии позволяет организовать контакт-центр, без необходимости специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Для заказчика система виртуального контакт-центра может быть развернута за два дня.
-
Частное «облако». Это виртуальная инфраструктура, созданная для нескольких подразделений одной организации, ее клиентов и подрядчиков. Частное «облако» совмещает в себе возможности общедоступного «облака» и сохраняет важные для конкретного бизнеса информационные системы внутри.
Что ждет нас в будущем, если делать ставку на облачные информационные технологии, не зная их перспектив? Каковы прогнозы аналитиков?
Согласно исследованиям, рынок облачных технологий сегодня является одним из наиболее активно развивающихся в IT-сфере. Это в свою очередь автоматически приводит к уменьшению стоимости облачных услуг и улучшению технического и программного обеспечения в ближайшем будущем. Безопасность и эффективность облачных технологий стали уже практически общепризнанными, и сегодня работается над юридическими аспектами и созданием новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике бизнес-круги уже активно обсуждают возможность перехода на облачные технологии, что подтверждает исследование компании Symantec, где утверждается, что на данный момент этот вопрос обсуждается в 90% компаний. Тем не менее, многие российские организации нацелены на стопроцентный контроль над информацией и соответственно стремятся обеспечить себе максимальные ресурсы. Но опыт уже показал, что инфраструктура облачных систем значительно более надежна и безопасна по сравнению с инфраструктурами, созданными Клиентами, обращающимися за помощью в технических вопросах. Дело в том, что установка и настройка собственного дата-центра требует значительных затрат множества ресурсов и знаний, которые в действительности представляются не всегда доступными для крупных компаний.
Фото: freepik.com