Обучение и развитие персонала в организации
Сегодня профессиональная подготовка сотрудников может оказаться недостаточной для быстрого выполнения поставленных задач. В условиях конкуренции на рынке бизнеса постоянно формируются новые требования, поэтому эффективность работы компании во многом зависит от обучения сотрудников и их развития.
Рассмотрим основные принципы, которые используются для создания "кузницы кадров". После этого обсудим возможные способы их реализации.
Управление персоналом в организации – это не просто найти и нанять работников для заполнения вакансий. Существует множество направлений в управлении персоналом, и одним из них является обучение и адаптация сотрудников.
Прежде всего, необходимо различать адаптацию и обучение. Адаптация направлена на то, чтобы новый сотрудник освоил нормы, правила и процессы работы в компании в целом и в конкретном подразделении в частности. Этот процесс происходит как для новых сотрудников, так и для тех, кто переводится в другой отдел или филиал.
В то же время, обучение персонала направлено на расширение профессиональных компетенций. Это же является частью стратегии компании в целом и может планироваться в зависимости от технической модернизации и других факторов.
Обучением занимаются специалисты отдела персонала, которые могут использовать различные методы для выявления потребности в обучении. Это могут быть методы, такие как аудит личного дела сотрудника, анализ деятельности сотрудника, сбор заявок на обучение или аттестация сотрудников.
Обучение персонала можно организовать с помощью внутрифирменных ресурсов или отдать на аутсорсинг. Обучение внутри фирмы обеспечивает безотрывность от производства, привязку к нуждам компании. Тем не менее, оно может привести к отсутствию притока новых идей и методов. Внешнее обучение может использоваться, если внутри компании нет достаточных кадровых ресурсов. Однако он может быть более затратным и общим.
Различные методы подходят для разных случаев. Руководство может использовать различные сценарии и комбинации обучения и адаптации, в зависимости от цели, которую оно хочет достичь. Например, в случае потребности в повышении уровня английского языка у сотрудников, аттестация может помочь выявить наиболее подходящий метод обучения для разных групп сотрудников.
Комбинация обучения и адаптации может быть сильной стороной организации, повышая профессиональный уровень и улучшая качество работы сотрудников. Такой подход не будет привлекать только опытных кандидатов, но и поможет организации найти подходящих кандидатов для работы над различными видами проектов.
Методы обучения персонала необходимы для повышения квалификации сотрудников организации. Выбор формы обучения внутри или вне фирмы зависит от специфики компании и определяет конкретный метод обучения.
Опции обучения внутри фирмы:
- Инструктаж. Он необходим для приобретения начальных знаний и общей информации о работе, например, о безопасности на рабочем месте и технике безопасности.
- Ротация. Этот метод обучения предусматривает временный перевод сотрудника в другое подразделение компании для набора опыта и получения новой профессиональной квалификации.
- Наставничество. Оно включает работу под наблюдением опытного сотрудника. В Великобритании популярна форма наставничества, называемая buddying, которая подразумевает равноправное взаимодействие между наставником и учеником.
- Shadowing. Этот метод используется в компаниях, сотрудничающих с университетами и колледжами, и заключается в том, что студенты проводят несколько рабочих дней рядом с опытным специалистом, наблюдая за его работой.
Опции обучения вне фирмы:
- Курсы повышения квалификации и тренинги. Они включают в себя лекции, семинары, деловые игры и разбор кейсов, которые могут быть дистанционными или модульными. Недостатком являются высокие затраты и низкая мотивация участников.
- Самообучение. В идеале каждый специалист должен самостоятельно заниматься повышением своей квалификации: читать специализированную литературу, участвовать в вебинарах и общаться на профессиональных форумах.
- Конференции. Они способствуют обмену опытом и налаживанию деловых отношений с другими компаниями и участниками отрасли.
Методы обучения внутри и вне фирмы:
- Secondment. Это разновидность ротации, которая позволяет сотрудникам не только получить новый опыт в другом департаменте компании, но и научиться работать в другой компании. Возможность использования этого метода зависит от специфики компании.
Оптимальный выбор и комбинация этих методов обучения зависит от ситуации в компании и при необходимости может быть систематизирована через разработку системы развития персонала.
Система развития персонала — это ключевой инструмент, который помогает сотрудникам развивать свои профессиональные и личностные компетенции. Её функции включают в себя следующее:
- Оценка профессионального и личностного уровня сотрудников, а также определение их потребностей в обучении.
- Мотивирование персонала к обучению.
- Выбор подходов и методов обучения, а также контроль за усвоением знаний.
- Организация обучающих и контрольных мероприятий.
- Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.
Важно отметить, что обратная связь от сотрудников помогает улучшать и совершенствовать систему развития.
Даже единичное обучение требует ряда контактов внутри компании, а для создания эффективной системы развития персонала необходимо безупречное взаимодействие между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. При этом доверительная и здоровая обстановка в компании играет важную роль в мотивации персонала на успешное обучение и повышение их профессионального уровня. Особенно эффективным является комбинирование различных методов обучения и использование многофункциональных инструментов.
Фото: freepik.com