Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее!
За последние десятилетия информационные технологии дали людям возможность открывать новые горизонты не только в работе, но и в обучении. С развитием Интернета, методы образования претерпели значительные изменения. В данной статье мы рассмотрим, как в современности используются дистанционные образовательные технологии, а также опишем их преимущества и особенности.
Значимость инновационных технологий в организации учебного процесса в вузах
Новые возможности, предоставленные дистанционными технологиями в образовании, значительно расширили сферу получения знаний в современном мире. Независимо от местонахождения, люди могут получать образование, при этом традиционные формы обучения по-прежнему пользуются спросом, однако дистанционное обучение все больше набирает популярность.
В России наблюдается становление нового образовательного процесса, сфокусированного на интеграции в мировое информационно-образовательное пространство. Появление новых и существенных изменений в организации образования подтверждает необходимость соответствовать современным техническим возможностям. Внедрение современных информационных технологий в сферу образования стало способствовать качественным изменениям методов и организационных форм обучения, что сделало получение образования более удобным и доступным.
Важное значение в процессе модернизации образования имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это название для всех способов обработки данных и различных устройств, которые включают в себя компьютеры с необходимым программным обеспечением и телекоммуникационные средства, а также содержащуюся на них информацию. Использование ИКТ позволяет взаимодействовать преподавателям и студентам на расстоянии, это значит, что студенты могут получать образование дистанционно.
Использование дистанционных образовательных технологий было закреплено в Законе РФ "Об образовании" в 1992 году. Последующие изменения в Законе и Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 года "Об использовании дистанционных образовательных технологий" дали возможность образовательным учреждениям использовать возможности дистанционного обучения на всех формах обучения. С сентября 2013 года новый Закон "Об образовании в Российской Федерации" уделяет большое внимание применению электронного обучения, что предоставляет вузам новые возможности. Более того, данным законом закреплена не только возможность использования новых технологий, но и предписано обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам.
Необходимо отметить, что помимо созданных университетами и другими учебными заведениями электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют также бесплатные ЭОР, в том числе порталы "Грамота.ру" и "Открытый колледж", а также множество общеобразовательных и узкоспециализированных каналов на YouTube для студентов, школьников и всех, кто интересуется образованием.
Электронные и дистанционные образовательные технологии
Существует несколько вариантов применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.
E-Learning: новый формат обучения
E-Learning (от англ. electronic learning) или электронное обучение – это способ получения знаний с использованием компьютерной техники и Интернета. Однако, со временем это понятие расширилось и теперь включает различные образовательные технологии, которые можно условно разделить на две категории – синхронные и асинхронные.
Синхронное электронное обучение
Синхронное электронное обучение представляет собой форму дистанционного обучения в режиме реального времени. Все происходит так же, как и при обычном очном обучении, за исключением того, что участники находятся друг от друга на расстоянии. В настоящее время, наиболее распространенной формой синхронного обучения являются вебинары, в ходе которых преподаватель ведет лекцию по теме, используя специальные программы.
Асинхронное электронное обучение
Асинхронное электронное обучение – это форма обучения, при которой студент самостоятельно осваивает материал на основе информации, полученной из различных онлайн-источников, а также с электронных носителей, вроде CD, DVD, или flash-карт. Обучение происходит в исключительно комфортных условиях для учащегося, он сам определяет темп и график своего обучения. Сейчас электронное обучение имеет большую популярность в вузах, т.к. позволяет освоить большой объем материала быстро и удобно, а также снижает расходы на печатные учебники. Более того, асинхронное обучение также используется в бизнес-среде, где подразделения занимаются обучением сотрудников посредством электронных курсов и тренингов.
Дистанционное образование - это термин, который охватывает больший объем, чем E-Learning. Оно является синтезом межактивного самообучения и консультационной поддержки в режиме реального времени. Электронное обучение является одним из множества инструментов, которые используются в дистанционном образовании.
Дистанционное обучение включает в себя многие технологии, которые обеспечивают основной учебный материал и возможность интерактивного взаимодействия учащихся и преподавателей во время обучения. При этом, использование компьютеров и Интернета не обязательно для доставки пособий.
Существует множество выгодных сторон обучения с помощью дистанционных технологий.
Учеба на месте жительства
Не у всех жителей сельских районов имеется возможность поступить в престижный университет, расположенный в большом городе. Благодаря дистанционным технологиям в обучении, люди могут учиться в своем родном городе, не выезжая из него.
Совмещение работы и учебы
Студенты теперь могут получать образование не прерывая свою работу, это особенно актуально для тех, кто желает повысить свою квалификацию или получить второе высшее образование.
Доступ к качественным технологиям и учебным материалам
C помощью дистанционных технологий обучающиеся могут обучаться не только по качественным учебным материалам, но и взаимодействовать с преподавателями, а также составлять индивидуальный учебный план.
Беспристрастная оценка уровня знаний
Технология дистанционного обучения гарантирует постоянный контроль качества усвоения информации, через беспристрастную оценку полученных результатов. Более того, данная технология исключает жестокую практику местного взяткополучения, реализуя объективные автоматизированные процедуры оценки знаний.
Индивидуализированный подход к обучению
Гибкий график, возможность совмещать учебу и работу, а также адаптируемость учебных продуктов к индивидуальному темпу усвоения информации делают дистанционное обучение удобным для всех.
ИМЭС: опытный наставник в образовательном бенчмаркинге
Институт международных экономических связей (ИМЭС) является ведущим образовательным центром, специализирующимся на дистанционном обучении по направлению "Международные экономические связи и внешнеторговая деятельность". Известный своими инновационными подходами в обучении, ИМЭС использует принципы электронного обучения, позволяя студентам из разных регионов России получить качественное образование за доступную стоимость. Благодаря такой системе, студенты могут оставаться в родных краях, не прерывая свою работу и не меняя свой образ жизни. ИМЭС готовится к дальнейшему развитию и инновации и выступает как наставник для других образовательных учреждений в бенчмаркинге.
Сегодня Институт международных экономических связей является одним из ведущих вузов России, который специализируется на подготовке высококвалифицированных кадров в области внешней торговли. Университет был создан в 1995 году, а за последние двадцать лет более двух тысяч абитуриентов успешно получили высшее образование в этом заведении. Причем ориентация ИМЭС - не на количество выпускников, а на качество.
В настоящее время Институт международных экономических связей предлагает программы бакалавриата по специальностям "Менеджмент" и "Экономика". Одно из главных преимуществ университета – это его уникальный подход к образованию. Так, ИМЭС – это почти единственное учебное заведение, которое применяет принципы E-Learning и разрабатывает уникальные, инновационные образовательные продукты.
Современная технология дистанционного обучения имеет широкий спектр возможностей в электронной информационной образовательной среде (ИМЭС). Студентам доступны лекции с обратной связью, вебинары, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, синхронное и асинхронное взаимодействие, формирование электронного портфолио и фиксация хода образовательной деятельности. Для доступа к электронным образовательным ресурсам необходимо зайти в «Личный кабинет» студента на сайте.
Организация учебного процесса обеспечивается информационной интеллектуальной системой «Спрут». Благодаря ей, администрирование обучения каждого студента осуществляется в период с поступления до выдачи диплома. Кроме того, «Спрут» обеспечивает проведение электронной идентификации и проведение академического администрирования при проведении аттестации.
Для обучения студенты могут использовать онлайн-курсы, созданные преподавателями в виртуальной обучающей среде Moodle. Кроме того, обучающиеся могут воспользоваться обширными электронными библиотечными ресурсами.
Фото: freepik.com