Самостоятельное согласование перепланировки квартиры vs услуги бюро под ключ: что выбрать?
Многие люди, задумывая ремонт и перепланировку своей квартиры, не учитывают, что в процессе согласования с жилищной инспекцией возможны определенные сложности. Эти дополнительные трудности могут не укладываться в бюджет, который уже ушел на материалы и строительные работы. Тем не менее, возможно ли сэкономить на это и справиться с согласованием самостоятельно? В этой статье мы рассмотрим разные варианты, как оформить перепланировку квартиры самостоятельно, сколько это будет стоить и когда лучше обратиться за помощью к профессионалам.
Для согласования изменений в квартире необходимо подготовить проектную документацию и чертеж будущего плана. Однако, не все изменения требуют согласования. Так, для изменения внешней отделки, покраски стен, укладки плитки, остекления балкона и разбора антресолей, согласование не нужно. Однако, при выполнении определенных работ необходимо учитывать, что не все виды работ могут быть официально узаконены.
Следует иметь в виду, что любые работы, которые могут ухудшить жилищные условия или угрожать безопасности жильцов, запрещены. Например, перенос "мокрых зон" в жилые комнаты без гидроизоляции, снос несущих конструкций, присоединение лоджии к жилой комнате и перенос общедомового отопления на застекленный балкон, а также присоединение технических помещений и чердаков на этаже к своей квартире, являются запрещенными работами, поскольку они затрагивают безопасность и благополучие всех жильцов дома.
При наличии "договора под ключ" проектная организация будет действовать на основании доверенности. Специалисты компании подготовят документы в соответствии со всеми требованиями и спецификой проекта, доставят их на дом, получат необходимые согласования от сторонних организаций, например, от автора проекта здания, и подадут заявление от имени владельца квартиры.Если же перепланировка будет согласовываться самостоятельно, то необходимо подать заявку на вызов инспектора через форму на сайте. Вам назначат дату осмотра квартиры, на который приедет инспектор Мосжилинспекции. Если комиссия не обнаружит нарушений, составляется акт согласования перепланировки квартиры после ремонта в четырех экземплярах: для собственника, Росреестра, Мосжилинспекции и БТИ. Только у собственника останется свой экземпляр акта, в БТИ и Росреестр он будет подан инспекторами.
Как правило, собственники недвижимости часто нарушают требования проекта, не задумываясь о последствиях. Например, убирают переливной порог в санузле или зашивают стояки отопления в короб из гипсокартона. Однако, из-за таких нарушений квартиру может не принять инспектор, поэтому надежнее сдавать ее на предварительный осмотр специалистов. Кстати, если вы выбрали "договор под ключ", то специалисты компании обязательно выявят и устранят такие недочеты!
При наличии "договора под ключ", который охватывает весь процесс перепланировки квартиры, проектное бюро организует вызов и взаимодействие с комиссией. В этом случае от собственника требуется только подпись на акте и обеспечение доступа к квартире. Приемку перепланировки осуществляют под авторским надзором, и она часто происходит с первого раза благодаря знаниям специалистов из проектного бюро о порядке осмотра квартиры, умению наладить контакт с инспектором, а также способности подсказать, какие ошибки ремонта следует исправить перед приемкой.
Если необходимо получить новый техпаспорт на квартиру, то собственник может обратиться в БТИ. Новый паспорт будет готов в течение нескольких недель. Кроме того, проектная организация может включить в свои обязанности получение нового паспорта в БТИ и организацию кадастрового учета изменений в Росреестре. Все необходимые документы будут доставлены заказчику на дом в удобное для него время.
Важно понимать, что при любой перепланировке, которая приведет к изменению площади квартиры, необходимо обратиться в Росреестр. Процедуру можно произвести через МФЦ. Однако, стоит учесть, что кадастровый учет изменений и получение выписки из ЕГРН занимает минимум 14 рабочих дней, а процесс может растянуться на несколько месяцев.
Согласование перепланировки – довольно медленный и сложный процесс, особенно если речь идет об индивидуальных проектах, что часто бывает. Попытки сэкономить на проектной организации могут привести к отказам, множественным исправлениям при приеме квартиры, переделке ремонта и нарушению коммуникаций и стен. Исправление этих последствий обойдется гораздо дороже, чем стоимость услуг проектных организаций.
Создание проекта и подготовка документов, необходимых для подачи заявления на согласование перепланировки, для квартир площадью до 90 квадратных метров, стоит от 25 000 рублей и занимает не менее пяти рабочих дней.
Консультации специалистов, подготовка и доставка документов на дом и помощь в подписании акта о завершении работ могут обойтись в 5-10 тысяч рублей.
В среднем, цена за услуги согласования перепланировки квартиры под ключ, когда проектировщики оформляют все необходимые документы начиная с поиска доверенности до контроля за качеством ремонта, составляет около 70-80 тысяч рублей. При этом, оформление перепланировки под ключ может занять от 3 до 4 месяцев в зависимости от сложности проекта.
Исполнение услуг для квартир с нетипичными перепланировками обойдется дороже, как минимум на 60-120 тысяч рублей. Это объясняется тем, что проектировщикам необходимо консультироваться с авторами проекта дома, которые за свои услуги не берут оплату.
Безусловно, самостоятельное согласование перепланировки квартиры, за исключением оформления по типовым проектам, не особо экономит семейный бюджет. В случае, если у вас нет времени и желания погружаться в эту бумажную волокиту и отслеживать каждый этап работ, вместо этого лучше обратиться к специалистам. Среди проектных бюро в условиях конкуренции цены на услуги согласования перепланировки квартир не завышены, а зачастую предлагаются индивидуализированный пакет услуг для каждого клиента.
Важно отметить, что материал носит исключительно информационный характер, а цены на услуги актуальны на август 2020 года.
При решении вопроса о перепланировке жилых помещений необходимо руководствоваться главой 4 Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства Москвы № 508-ПП. Причем для каждой квартиры в зависимости от этажа, архитектурных особенностей здания, состояния коммуникаций и строительных конструкций, требования и запреты могут, и будут, отличаться.
Кроме того, перепланировка может потребовать переустройства квартиры. В таком случае, нужно учитывать дополнительные требования Московского жилищного инспектората (МЖИ). Например, если вы хотите установить или заменить газовые приборы на кухне на электрические, вам понадобится техник из Мосгаза, чтобы выполнить соответствующие работы. Также, если вы решили заменить газовую плиту на электрическую, вам понадобится электропроект квартиры. Для получения справки о выделенной мощности необходимо обратиться в управляющую компанию или товарищество собственников жилья. На двухкомнатную квартиру должно быть выделено не менее 4 кВт мощности.
При составлении проекта перепланировки есть два случая, когда можно обойтись без привлечения специалистов. В первом случае, если изменения касаются только переноса сантехники, плиты, перегородок, не связанных с санузлом и кухней, или же создания проемов, то можно подготовить эскиз на основе копии поэтажного плана квартиры. Это намного проще и дешевле, чем создание полноценного проекта. Однако во всех остальных случаях, перечисленных в Приложении 1 к постановлению № 508-ПП, составление проекта необходимо.
Во втором случае, если квартира находится в типовом серийном доме, можно воспользоваться каталогом ОАО «МНИИТЭП», чтобы выбрать подходящий типовой проект. Однако необходимо помнить, что любое нарушение типового проекта уже требует создания полноценного проекта перепланировки, например, если вы изменяете расположение сантехники.
Если вам необходим нетиповой проект перепланировки, то следует обратиться в проектную организацию, имеющую допуск СРО – документ, дающий право на выполнение проектных работ. Для этого заключается договор на авторский надзор с компанией, включая свидетельство о членстве в СРО и другие необходимые документы, и передается в жилищную инспекцию.
В основе создания проекта лежит технический план помещения и схемы коммуникаций, хранящиеся в БТИ. В соответствии с правилами ГОСТа проект состоит из нескольких основных частей: текстовой части, графической части и приложения.
Текстовая часть включает в себя пояснительную записку с общими данными, архитектурно-строительными решениями (в чем заключаются переустройство и перепланировка), перечень инженерного оборудования, а также противопожарные и шумозащитные мероприятия.
Графическая часть включает в себя планы квартиры до и после перепланировки с экспликациями помещений (пояснениями, где указываются названия и площадь помещений), схемы водоснабжения и канализации, экспликацию полов, план расположения сантехники с трубной разводкой и т.д.
Приложения включают в себя базу нормативной документации, рекомендации по производству работ и информационную справку к проекту (опорные регламенты, сроки действия проекта, запрещенные работы). Создание проекта в соответствии с этими частями помогает обеспечить эффективное планирование и выполнение строительных работ в здании.
Для того чтобы получить необходимые разрешения на перепланировку квартиры, необходимо разработать технический проект. Без его наличия Мосжилинспекция не примет документы для согласования. Разработчик проекта должен обладать большим опытом в согласовании перепланировок, чтобы учесть требования всех государственных органов. В противном случае, получение всех разрешений и доработка проекта может растянуться на долгие месяцы.
Вместе с техническим проектом готовится заключение о возможности проведения перепланировки. Его готовит либо инженер проектной организации, либо автор проекта дома, либо заменяющая его организация – при изменениях, затрагивающих несущие конструкции или в доме имеются деревянные или смешанные перекрытия. Мосжилинспекция или управляющая компания располагают информацией об авторстве. Если автор неизвестен или такой организации уже не существует, следует обращаться к специалистам ГБУ «Экспертный центр».
Затем проводятся замеры и доскональный осмотр квартиры, а при необходимости — соседних квартир сверху и снизу.
Когда технический проект с заключением готов, можно подавать заявление на согласование перепланировки. Физические лица могут обратиться в отделение МФЦ с заявлением или заполнить форму на сайте, прикрепляя скан-копии. В данном случае проект перепланировки должен быть заверен электронной подписью, а в проектной организации смогут окажи помощь в этом.
Для того, чтобы согласовать перепланировку квартиры, необходимо предоставить следующий список документов:
- Заявление в Мосжилинспекцию с согласием всех собственников или нанимателей квартиры на перепланировку. Форму заявления можно получить из постановления Правительства Москвы № 508-ПП.
- Паспорта заявителя и всех собственников квартиры.
- Правоустанавливающие документы на квартиру или договор социального найма. Если вы не имеете данных документов, то предоставьте выписку из ЕГРН (обязательно с синей печатью).
- Проект перепланировки в двух экземплярах.
- Техническое заключение о возможности перепланировки в двух экземплярах.
- Доверенность, если заявление подает не собственник.
- Технический паспорт на квартиру или поэтажный план и экспликация на помещение.
Если квартира находится в новом доме и технический паспорт отсутствует, то вам придется заказать его отдельно. Для этого можно обратиться в МосгорБТИ, МО БТИ или Ростехинвентаризацию. Если осмотр в квартире не проводился ранее или проводился более пяти лет назад, понадобится вызвать техника из соответствующей организации для осмотра, что может повлечь дополнительные расходы. Срок изготовления техпаспорта составляет около десяти рабочих дней. Если же проводилась техинвентаризация дома, то паспорта и планы помещений будут запрошены Мосжилинспекцией самостоятельно.
При необходимости согласования уже выполненной перепланировки квартиры, список документов остается аналогичным, за исключением двух пунктов. Вместо проекта перепланировки, нужно подготовить техническое заключение об оправданности и безопасности перепланировки. Подобное заключение готовит проектная организация или автор проекта дома. Технический паспорт следует принести в двух вариантах: первый паспорт до перепланировки, а новый, в котором все изменения отмечены красными линиями. Стоит отметить, что техническое заключение составляется, только если ремонтные работы уже выполнены.
При оформлении перепланировки квартиры в ипотеке, кроме стандартного списка документов, потребуется разрешение от банка, с которым заключен договор. Хотя Мосжилинспекция его не спрашивает, для того, чтобы избежать проблем с кредитом, необходимо его получить.
При согласовании перепланировки квартиры под ключ, проектировщики по доверенности займутся оформлением и подачей всех необходимых документов.
Как получить разрешение на перепланировку: порядок согласования
Согласование заявлений на перепланировку занимает от 20 до 30 рабочих дней и производится Мосжилинспекцией. Опытные проектные организации сотрудничают с административными органами, чтобы повысить шансы на получение разрешения как можно скорее.
Если перепланировка требует составления проекта и проведения авторского надзора, то вместе с разрешением на перепланировку выдается журнал производственных работ. В этом журнале содержатся необходимые технологические решения, утвержденный перечень материалов и последовательность действий. Разрешение на перепланировку действует в течение года и может быть продлено на срок, не превышающий шести месяцев.
Согласно законодательству, все изменения в конфигурации помещения должны быть занесены в новый технический паспорт и зарегистрированы в Росреестре. Только после этого процедура согласования перепланировки квартиры будет считаться завершенной.
Ниже приведены особенности и порядок действий при самостоятельном и профессиональном согласовании перепланировки квартиры.
При самостоятельном согласовании необходимо получить техпаспорт БТИ и вызвать техника для осмотра помещения. Заявление для согласования должно быть заполнено правильно, и нужно подготовить необходимое количество копий документов для их подачи в Мосжилинспекцию. Кроме того, следует обратиться в МФЦ для их передачи, а также общаться с сотрудниками контролирующих органов.
Фото: freepik.com